Госуслуги через Интернет: что доступно в Петербурге
Статья с упоминанием продукта от компании "Аладдин Р.Д."
В Петербурге всё больше госуслуг можно получить не выходя из дома. В режиме онлайн согласовывают перепланировки, запрашивают справки и оценивают стоимость жилья. А вскоре в интернете можно будет регистрировать и сделки с недвижимостью.
На сегодня получать электронные госуслуги петербуржцы могут на четырёх основных порталах: gosuslugi.ru, gu.spb.ru, официальных сайтах "Единого центра документов" и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра). Мы выясняли, какие документы доступны в режиме онлайн.
Цифровое счастье
На сайте Росреестра сейчас можно получить различную информацию о недвижимости, причем как о жилых объектах, так и земельных участках. Например, узнать кадастровую стоимость участка, его площадь, категорию земель и вид разрешённого использования. Кроме того, здесь же можно подать заявление о постановке участка, квартиры или дома на государственный кадастровый учёт.
Правда, для этого предварительно нужно обзавестись электронной цифровой подписью (ЭЦП). Пока она существует в двух видах. Во-первых, в составе универсальной электронной карты (УЭК), которая в перспективе должна заменить общегражданский паспорт. Выдаёт такие карты бесплатно всем желающим СПб ГУП "Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр". Во-вторых, ЭЦП можно приобрести в виде так называемого eToken (USB-ключа), который выглядит как обычная "флешка". В Петербурге действуют множество сертифицированных Удостоверяющих центров, которые выдают ЭЦП. Физическим лицам достаточно приложить к заявке на получение eToken нотариально заверенную копию паспорта и квитанцию о внесении оплаты (2-6 тыс. руб. в зависимости от степени защиты).
Впрочем, для получения выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) электронная подпись сейчас не требуется. Получить в Росреестре выписку можно как в бумажном, так и электронном виде. Но нужно учитывать, что юридическую силу имеет только бумажная версия. Выписка придёт по почте, хотя быстрее, конечно, будет забрать документ самостоятельно, к примеру, в ближайшем Многофункциональном центре (МФЦ), которые имеются в каждом районе города.
Общее количество сделок с недвижимостью, по данным Росреестра, в России составляет более 25 миллионов в год, в Петербурге – более полутора миллионов.
Отметим, что уже с марта 2015 года можно будет подать документы на регистрацию права собственности через интернет. Для этого необходимо отсканировать все правоустанавливающие документы и заверить их с помощью ЭЦП. К 2018 году планируется увеличить долю услуг Росреестра, предоставляемых в электронном виде, до 70%, а соответствующие услуги МФЦ довести до 90%.
Многочисленные gosuslugi
Через данный портал можно получать большое число услуг – от подачи документов на получение загранпаспорта до выбора дня регистрации брака. Недвижимости напрямую касается пока не так много сервисов, причём большая часть из них дублирует услуги, которые можно получить и на сайте Росреестра.
Правда, на портале госуслуг не так просто зарегистрироваться: сначала следует подать предварительную заявку через интернет, а затем явиться (дней через десять) в отделение Ростелекома за паролем. Или ждать пароль письмом "Почты России", но уже как минимум месяц.
Однако имеется на портале gosuslugi.ru и перечень уникальных сервисов. В частности, это возможность подачи заявки на предоставление земельных участков, находящихся в федеральной или муниципальной собственности, для строительства дома. Например, это касается многодетных семей, которым землю государство выделяет бесплатно.
Кроме того, в онлайн-режиме можно подать в органы власти заявку на согласование перепланировки, перевод жилых помещений в нежилые и наоборот. Льготные категории граждан могут подать заявку на получение госквартир в коммерческий наём.
Надо сказать, что портал государственных и муниципальных услуг Санкт-Петербурга похож на своего федерального собрата по набору сервисов. Однако через "местный" портал участники городских целевых программ могут подавать заявки на получение социальных субсидий. Здесь же можно подать заявку на получение разрешения на индивидуальное жилищное строительство на собственном участке.
Все эти услуги можно назвать электронными лишь отчасти: оригиналы документов всё равно придётся представлять (после предварительного одобрения заявки) в районные администрации или ОАО "Санкт-Петербургский центр доступного жилья". Преимущество здесь разве что в ускорении принятия решения ответственным лицом и в отсутствии необходимости стоять в очереди: на приём можно записаться заранее на определенное время.
На регистрацию права собственности на жилое помещение по закону сейчас отводится не больше 18 дней. К 2018 году предельный срок будет уменьшен до семи суток.
На сайте госуслуг можно также внести коммунальные платежи, однако лишь в том случае, если счета (квитанции) вам предоставляет ВЦКП, "Петроэлектросбыт" и "Газпром Межрегионгаз".
Эта же функция имеется на сайтах практически всех коммерческих банков – так называемый интернет-банкинг для обладателей пластиковых карт. Однако для оплаты счёта картой необходимо, чтобы управляющая компания имела договор с данным банком; если нет – тогда оплатить ЖКУ через интернет не получится. Кроме того, за эту услугу часть банков берут комиссию в размере 1-3% от суммы платежа.
Наконец, упомянем официальный сайт "Единого центра документов" – он также предоставляет возможность получить самую разную информацию об объектах недвижимости. Здесь также можно заказать кадастровый паспорт на квартиру, дом или участок. Но тут следует учитывать, что "ЕЦД" берёт довольно крупную комиссию за услуги (стоимость зависит от срочности их предоставления), тогда как при обращении в Росреестр и gosuslugi.ru необходимо заплатить только госпошлину.