13.10.2009

Говорим "безопасный Интернет" – подразумеваем eSafe

pcweek.ru

pcweek.ru


В целях формирования безопасной Интернет-среды и содействия более ответственному использованию ресурсов глобальной сети, 2009 год был объявлен Годом Безопасного Интернета. Данная инициатива, принадлежащая ряду общественных и образовательных организаций, получила поддержку на уровне Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. И это вполне логично: построение в России информационного общества невозможно без создания этичной безопасной Интернет-среды, в первую очередь, для такой массовой и в то же время восприимчивой аудитории, как дети и подростки.

Существует несколько способов оградить своего ребёнка от просмотра сайтов с нежелательным содержанием (порно, экстремизм, насилие и др.). Самым распространенным из них является родительский контроль (63%), 25% родителей выбирают специальные программы и настройки в браузере и лишь 12% создают специальную "детскую" учётную запись, чтобы ребенок не смог получить доступ к родительским файлам и кэшу браузера, оставшегося в памяти компьютера после работы старших пользователей.

Об особенностях технологий контентной фильтрации для провайдеров Интернет-услуг рассказывает Владимир Бычек, руководитель направления Руководитель направления контент-безопасности компании Aladdin.


– Владимир, в западных странах услуга Интернет-провайдера по доставки "чистого Интернета" на дом достаточно распространена, как обстоят дела с этим сервисом в России?


В.Б. Российский антивирусный рынок, как и западный, так же пришёл к необходимости предоставления услуг по защите от вредоносного кода и спама на уровне Интернет-провайдеров. Однако, в отличие от западной практики, где наибольшей популярностью пользуется бесклиентская модель предоставления "Родительского контроля" и "Чистого Интернета", в России пока предпринимаются попытки внедрения её аналога клиентского типа, подразумевающего установку стандартного комплекта решений, на стороне пользователя. Такой комплект, как правило, включает персональный антивирус, межсетевой экран, в ряде случаев персональный URL-фильтр ("родительский контроль"). Понятно, что среднестатистический абонент не является экспертом по информационной безопасности. Он может неверно понять вопросы персональных средств защиты о разрешении или блокировании неизвестного трафика от его компьютера к какому-либо Интернет-ресурсу. Он не имеет преставления о том, что происходит с программой, которая была изменена либо после обновления, либо в результате инфицирования вредоносным кодом. Эффективность персональных средств защиты против современных угроз также далека от 100%. Ряд угроз не детектируется, значительная часть коммуникаций вредоносных программ также остаётся незамеченной. Кроме того, персональные средства нагружают компьютер абонента и в ряде случаев делают общение с ним крайне некомфортным для абонента. В итоге, проще отключить антивирусный сканер, чем работать на "тормозящем" компьютере. Такой метод обеспечения услуги безопасного Интернета мы считаем нецелесообразным: пользователь не должен отвечать за то, в чем не разбирается.


- Какие могут быть альтернативы?


В.Б. На наш взгляд, наиболее эффективен подход, при котором обеспечение безопасной работы в Интернет реализуется согласно концепции SaaS (Secure as a Service). В рамках SaaS-модели соответствующие средства защиты размещаются и работают на оборудовании сервис-провайдеров, что позволяет конечным пользователям экономить на покупке и обслуживании ПО и оборудования. Провайдер берёт на себя решение всех вопросов, связанных с безопасной работой абонента в глобальной сети. При этом от самого абонента не требуется ничего, кроме подключения к данному сервису. Таким образом, абонент доверяет решение проблем, в которых не разбирается, оператору, работающему с профессиональным и надёжным средством защиты. Безопасность обеспечивается абсолютно прозрачно для абонента, что позволяет ему, не задумываясь над вопросом безопасности, посещать интересующие его ресурсы и не беспокоится за своего ребенка, когда тот "сидит" в Интернете. Вредоносный код отфильтровывается на шлюзе у оператора. Коммуникации "шпионских" программ также блокируются на упомянутом шлюзе. В большинстве случаев абонент даже не подозревает о той работе, которая выполняется для него сервис-провайдером. Одним из примеров такого решения является система фильтрации контента Aladdin eSafe SecureSurfing.


- Расскажите подробнее о возможностях eSafe SecureSurf для абонентов и операторов.


В.Б. Функционал eSafe SecureSurf позволяет оператору предоставлять полный спектр услуг защиты от Web-угроз. К ним могут относиться – "Чистый Интернет" или URL-фильтрация ("Родительский контроль") и другие услуги, предоставляемые как физическим лицам, так и компаниям, считающим нецелесообразным приобретение решений для персонального использования. С точки зрения выгоды оператора – это получение дополнительной прибыли и удовлетворение потребности абонентов в безопасном использовании ресурсов глобальной сети. Как следствие повышение лояльности, удержание старых и рекрутинг новых абонентов. Еще один существенный плюс для оператора – снижение нагрузки на службу технической поддержки, а также простота внедрения и гибкое масштабирование системы. Для абонентов всё еще проще: подключая выбранную опцию, они получают абсолютно прозрачный сервис безопасности, который не требует установки, регулярных обновлений и поддержки. Таким образом, взаимодействие cо средством защиты от Web-угроз для пользователя сведено к минимуму. Освободившееся время можно потратить и на более полезные вещи, чем администрирование системы безопасности своего ПК. Например, на воспитательную работу с ребёнком. Понятно, что 100% гарантии того, что ребенок не увидит неположенного контента, быть не может. Если задаться целью – любой фильтр можно обмануть. Настоящая задача "Родительского контроля" - оградить детей от случайного попадания на неприемлемые ресурсы. В случае же намеренного поиска "взрослых" сайтов – это будет обнаружено и зафиксировано. Неотъемлемой частью сервиса "Родительский контроль" является возможность получения регулярных отчетов об использовании Интернет. Эти отчёты позволят родителям контролировать сетевые маршруты ребёнка и, при необходимости, принимать соответствующие воспитательные меры.