02.12.2014
Возросшую потребность в продуктах для бизнеса мы сегодня видим очень хорошо по количеству запросов от наших клиентов. Очевидно, что интерес рынка к таким продуктам будет только расти, а через пару лет станет и вовсе обязательным требованием. Ведь кроме маркетинговых преимуществ, мобильные приложения для бизнеса дают банку и прямую выгоду — возможность сэкономить на обслуживании.
Но до сих пор не совсем ясно: каким должно быть идеальное банковское приложение для бизнеса? Мы в Surf уже давно ищем ответ на этот вопрос и многие моменты для себя прояснили. Наша команда разработчиков провела небольшое исследование на эту тему, сделала прототип приложения, чтобы более предметно обсуждать его с клиентами, и выработала определенное видение продукта.
И вот к чему мы пришли.
Как мы выяснили, в последнюю очередь клиентов интересует возможность узнавать последние новости банка. Неактуален также поиск ближайшего офиса банка: юрлица, как правило, "приписаны" к определённому отделению. И тем более не нужно добавлять некоторые привычные для розничных клиентов функции мобильного банкинга, например, витрину оплаты услуг, которую сейчас часто выносят в отдельные мобильные кошельки.

Структура приложения
На главном экране должен быть отображен баланс и последние операции по счетам. Также нужна возможность быстро перейти к платёжным поручениям, выписке и исходящим документам, которые пусть и не очень часто, но регулярно бывают необходимы.

Главный экран
Навигацию лучше всего строить с помощью Tab Bar. Как показал опыт Facebook и наших коллег из Сбербанка, меню в нижнем баре понятнее для пользователя, чем боковое меню. Если в вашем приложении все основные разделы помещаются в Tab Bar, следует использовать именно его.

Выписка по счёту
Мы протестировали HelpShift, где процесс выглядит следующим образом. Сервис предоставляет оператору доску задач и чат. На каждое новое обращение клиента создаётся задача. Сервис отображает статистику обращений клиентов и решенных задач. Интеграция HelpShift в приложение с настройкой цветовой схемы интерфейса достаточно проста — на это потребуется один день. Сложность обычно в другом: убедить отдел безопасности и запустить бизнес-процесс работы пользовательской поддержки внутри банка.

Экраны поддержки
Идеальный мобильный банкинг для бизнеса
Интернет-портал futurebanking.ru, декабрь, 2014<br>
Статья с упоминанием JC-Mobile от компании "Аладдин Р.Д."
Статья с упоминанием JC-Mobile от компании "Аладдин Р.Д."
Начиная с 2010 года многие российские банки из ТОП-50 активно разрабатывают и запускают собственные мобильные приложения. Первая "волна" таких продуктов работала больше на имидж самих финансовых организаций, чем на удобство пользователей: с точки зрения функциональности почти все они оставляли желать лучшего. И это неудивительно, ведь поначалу финансовые приложения чаще всего разрабатывались без глубокого понимания принципов мобильных сервисов. Так или иначе, нужно было с чего-то начать.
К сегодняшнему дню розничные банки первого эшелона уже разобрались с основными проблемами в мобильных интерфейсах для частных клиентов. В конкуренции на поле мобильного банкинга наступил новый этап: теперь силы лидеров рынка брошены на разработку мобильных приложений для юридических лиц. Мобильные приложения для малого и среднего бизнеса уже есть у Сбербанка, Альфа-Банка, ФГ Лайф, на подходе РайффайзенБанк.Возросшую потребность в продуктах для бизнеса мы сегодня видим очень хорошо по количеству запросов от наших клиентов. Очевидно, что интерес рынка к таким продуктам будет только расти, а через пару лет станет и вовсе обязательным требованием. Ведь кроме маркетинговых преимуществ, мобильные приложения для бизнеса дают банку и прямую выгоду — возможность сэкономить на обслуживании.
Но до сих пор не совсем ясно: каким должно быть идеальное банковское приложение для бизнеса? Мы в Surf уже давно ищем ответ на этот вопрос и многие моменты для себя прояснили. Наша команда разработчиков провела небольшое исследование на эту тему, сделала прототип приложения, чтобы более предметно обсуждать его с клиентами, и выработала определенное видение продукта.
И вот к чему мы пришли.
Что важно
Мы пообщались с бухгалтерами и директорами 20 компаний и постарались выяснить, какие функции клиентам важно иметь в мобильном приложении. Ответы многих клиентов во многом совпадали как между собой, так и с нашим видением задачи. Итак, пользователям из бизнеса необходимо иметь следующие возможности:- Быстро проверять состояние счетов предприятия: нужен легкий доступ к балансу и истории последних операций. Очень часто пользователи проверяют состояние счёта, ожидая поступления средств на него.
- Быстро совершать платежи "в поле" по шаблонам, в том числе подготовленным ранее в интернет-банке. Необходимость заполнять реквизиты платежа целиком — редкий сценарий для пользователя мобильного приложения.
- Получать поддержку "с человеческим лицом" — предпочтительно в виде чата, как это реализовано у RocketBank.
Как мы выяснили, в последнюю очередь клиентов интересует возможность узнавать последние новости банка. Неактуален также поиск ближайшего офиса банка: юрлица, как правило, "приписаны" к определённому отделению. И тем более не нужно добавлять некоторые привычные для розничных клиентов функции мобильного банкинга, например, витрину оплаты услуг, которую сейчас часто выносят в отдельные мобильные кошельки.
Структура приложения
Главный экран
Спроектируем несколько ключевых экранов приложения. Поскольку по статистике пользователей смартфонов больше, чем пользователей планшетов, начнём с iPhone.На главном экране должен быть отображен баланс и последние операции по счетам. Также нужна возможность быстро перейти к платёжным поручениям, выписке и исходящим документам, которые пусть и не очень часто, но регулярно бывают необходимы.
Главный экран
Навигацию лучше всего строить с помощью Tab Bar. Как показал опыт Facebook и наших коллег из Сбербанка, меню в нижнем баре понятнее для пользователя, чем боковое меню. Если в вашем приложении все основные разделы помещаются в Tab Bar, следует использовать именно его.
Выписка
В выписке должны быть отображены статьи прихода, расхода, баланс на начало и конец периода, а также транзакции по датам. В интерфейсе iPhone дебет и кредит лучше показывать знаками ±. Фильтрация транзакций по контрагенту и сумме доступна в Navigation Bar. Фильтровать транзакции, например, по приходу или расходу, в нашем прототипе можно боковым пролистыванием.Выписка по счёту
Поддержка
Для реализации чата с пользовательской поддержкой можно воспользоваться уже существующими решениями, например, HelpShift или Apptentive.Мы протестировали HelpShift, где процесс выглядит следующим образом. Сервис предоставляет оператору доску задач и чат. На каждое новое обращение клиента создаётся задача. Сервис отображает статистику обращений клиентов и решенных задач. Интеграция HelpShift в приложение с настройкой цветовой схемы интерфейса достаточно проста — на это потребуется один день. Сложность обычно в другом: убедить отдел безопасности и запустить бизнес-процесс работы пользовательской поддержки внутри банка.
Экраны поддержки
Аутентификация
Аутентификация — необходимое условие для входа в приложение. Это классический ввод PIN-кода, либо, для iPhone 5S+, проверка с помощью Touch ID. Последний уже используется для входа в мобильное приложение "Сбербанк Онлайн".Подтверждение транзакций
Наш прототип для входа в приложение требует ввода PIN / Touch ID и совершения транзакции с помощью платёжного пароля. Но реализовать последнюю часть (подтверждение транзакции) можно несколькими способами:- Отправка SMS на номер, указанный в договоре. На наш взгляд, на сегодня это лучший способ подтверждения транзакции из-за своей мобильности. В случаи кражи телефона пользователю необходимо своевременно заблокировать SIM-карту.
- Криптография. У компании "Аладдин Р.Д." есть решение JC-Mobile — электронная цифровая подпись (ЭЦП) для мобильных устройств. Кардридер подключается к iOS/Android-устройствам и считывает пластиковую карту. Это устройство по размеру сопоставимо со смартфоном, что, на наш взгляд, убивает мобильность банкинга. Для пользователя были бы удобней токен-ключи, подключаемые к iPhone/iPad, или micro USB Android, но для мобильных устройств их не производят.
- Генератор одноразовых паролей. Для подтверждения операции брелок показывает пароль из определенный последовательности. Сервер проверяет пароль, используя ту же последовательность. Минус: нужно носить с собой брелок, а случайное лишнее нажатие на кнопку грозит рассинхронизацей.
- Криптография в SIM-карте. Похоже, что уже в 2015 операторы связи реализуют криптографические алгоритмы на уровне SIM-карты. Для подтверждения транзакции больше не потребуются дополнительные устройства или SMS. Идеальный вариант, но пока он недоступен.