Интернет вещей в промышленности: человек или гаджет?
Статья с экспертным комментарием Олега Гурина, директора по развитию бизнеса компании "Аладдин Р.Д.".
"Интернет вещей" – это совокупность сетей, соединяющих огромное количество цифровых устройств с глобальным Интернетом. Миллиарды датчиков, сенсоров и сканеров создают огромные объемы информации, отражая при этом параметры физических предметов на разных этапах промышленного производства. Это тесная интеграция реальности и виртуальности, где общение производится между людьми и устройствами. Интересно, как скоро сотрутся рамки двух миров, и сотрутся ли в принципе? "Умнпро" поговорил с экспертами из разных областей IT-отрасли.
Каковы риски и перспективы?
Вероятнее всего, каждый из нас задумывался о влиянии цифровизации на жизнь человечества в целом. В связи с этим возникает актуальный вопрос, как оно отнесется ко вторжению в личное или в рабочее пространство? Всю информацию, связанную с нами, отыскать становится нетрудным делом, имея в запасе необходимые компетенции. Уже сегодня за человеком следят платежные системы, операторы сотовой связи, о его маршрутах знают глобальные навигационные и транспортные системы, а всевозможные онлайн-ресурсы отслеживают предпочтения потенциальных покупателей. Прогресс не остановить, поэтому, скорее всего, в обозримом будущем вокруг каждого из нас возникнет уникальный "цифровой кокон", который будет транслировать привычную и соответствующую нашим запросам информацию. Важно другое – быть осмотрительными, поэтому необходимо уметь анализировать информацию для исключения манипулирования, а не просто потреблять ее. Так как с появлением цифрового "футляра" увеличивается и вероятность столкнуться с фейковой информацией…
Рассматривая вопросы о том, как скоро сотрутся рамки между двумя мирами, и сотрутся ли вообще, стоит обратить внимание на несколько суждений, которые выделил директор по развитию бизнеса "Доверенная платформа IoT" компании "Аладдин Р.Д." Олег Гурин:
– С научной точки зрения, есть 2 вида энтропии (меры хаоса или неопределенности) – термодинамическая и информационная. Термодинамическая энтропия пришла к нам из физики (Рудольф Клаузиус, 1865 г.), она обладает одним любопытным свойством – не убывать во времени. Т.е. мы всегда можем сказать, в каком направлении в явлениях идет время: так, увидев в фильме, как разбитый бокал собирается из осколков, мы понимаем, что эпизод проигрывается в обратную сторону – это означало бы уменьшение энтропии и не подтверждалось нашим опытом. Информационная энтропия стала частью теории информации (Клод Шеннон, 1948 г.), широко применяется в криптографии. Сейчас ведутся исследования о тесной связи этих понятий, на выходе могут появиться очень интересная теория "информации всего". Очевидно, это внесет существенный вклад в развитие "интернета вещей" как грани физического и информационного миров. С бытовой точки зрения, одним из существенных барьеров проникновения интернета вещей является кибербезопасность, то есть люди не уверены, что системы будут работать так, как заявлено. Из последних инцидентов можно вспомнить хакерскую атаку на постаматы PickPoint (автоматизированные ячейки для курьерской доставки), в результате которой более 40 тыс. ячеек было открыто, а из 1 тыс. были похищены товары. Но если задуматься, то станет понятно, что риски кибербезопасности есть источник энтропии – это фактор неопределенности. Поэтому с практической стороны необходимо повышать стойкость устройств к различным воздействиям: повышать кибербезопасность и степень доверия.
В период пандемии коронавируса мощный рывок получили сервисы доставки товаров: помимо упомянутых постаматов, компании экспериментировали с доставкой без участия человека – коптеры и тому подобное, а также дошли до автоматизации логистики – склады, "умные" контейнеры. Можно с уверенностью сказать о том, что подобные решения получат дальнейшее развитие.
– Интересно не только наблюдать, но и участвовать в автоматизации железнодорожных перевозок: наша компания "Аладдин Р.Д." разработала продукт Trusted Security Module, которым прошивается процессор, что, образно говоря, наделяет его иммунитетом к киберрискам, и, вероятно, позволит в будущем перейти к перевозкам без участия человека. Хорошие результаты показывают проекты освещения дорог: по оценкам ГИБДД, качественное освещение дороги в темное время снижает аварийность на 50%. Это серьезный показатель, особенно когда речь идет о человеческих жизнях. Полным ходом идет цифровая трансформация энергетики, особенно это заметно в части приборов учета – "умных" счетчиков.
Данный процесс регулируется федеральным законом №522, где в числе требований содержится функция удаленного "ограничения потребления электроэнергии". Проще говоря, удаленного отключения недобросовестных потребителей. Легко представить, что, если что-то пойдет не так, это может привести к массовым отключениям и полному блэкауту. Поэтому устойчивость систем данного класса к киберрискам имеет высокую цену и требует внимания и соответствующих решений, – приводит несколько примеров Олег Гурин.
Электронная версия