IT-безопасность от кутюр
Цена перестала быть критерием выбора средств защиты информации для банков
Рынок программных и аппаратных средств защиты банковской информации стремительно растет — эксперты называют и десятки, и сотни процентов роста объемов в год по разным направлениям. Да так ли важны точные оценки, если «паранойя» в банках развивается по нарастающей: расширяя бизнес, банки понесли первые потери, оценили угрозы и теперь защищаются от клерков, шпионов, мошенников.
Рынок растет и будет расти
Большинство экспертов остерегаются давать количественные характеристики нынешнего состояния рынка систем криптографической защиты информации в целом и прогнозировать темпы его роста. Но наглядное представление о динамике роста могут дать цифры по отдельным сегментам. Генеральный директор компании Aladdin Сергей Груздев приводит следующие данные: «В сегменте рынка, на котором работает наша компания, спрос на средства усиленной аутентификации как коммерческими банками, так и организациями ЦБ РФ вырос примерно в три раза по сравнению с показателями прошлого года. На простейшие идентификаторы, такие как «таблетки», типа iButton, спрос также вырос и составил порядка 40%».
Разброс же цен на отдельные продукты очень велик — от 5 долларов за лицензию и до нескольких сотен долларов за клиентское место. В некоторых случаях стоимость может возрастать до нескольких тысяч долларов, если речь идет об аппаратуре.
Что касается качественных характеристик развития рынка, то здесь оценки наблюдателей довольно сильно разнятся. Одни считают, что рынок переживает качественные перемены спроса. «В целом сегодня мы наблюдаем активный переход от использования дискет, «таблеток» и иных простых идентификаторов к применению более надежных и защищенных носителей, таких как смарт-карты и USB-ключи с функциональностью смарт-карт. В основном ставка делается на сертифицированные носители и использование их для хранения цифровых сертификатов и применения российской криптографии», — рассказывает С. Груздев (Aladdin). В связи с этим позитивной тенденцией является то, что сегодня банки делают свой выбор исходя из функциональных возможностей и надежности носителей. Цена перестала быть приоритетным (а зачастую и единственным) критерием выбора, как это было ранее.