11.05.2011

Компании подводят итоги: "Аладдин Р.Д."

CRN, № 6 (363), 2011
<br>Статья Ольги Мельник, обозревателя журнала CRN, об итогах финансового года компании "Аладдин Р.Д."

«Аладдин Р.Д» сообщила об итогах 2010 ф. г. — самого успешного за все 16 лет существования компании. 124 проекта обеспечили объем продаж в сумме 794 млн.руб., что на 36% больше, чем в предыдущем году. Государственный сектор принес 42% оборота, финансовый — 21%, телеком — 14%, нефтегазовая отрасль и ТЭК — 19%. Удвоение спроса отмечено в проектах дистанционного банковского обслуживания (ДБО), электронной отчетности, электронных торговых площадок, систем государственных электронных аукционов.

Примечательно, что рост оборота компании достигнут практически без роста персонала. Сергей Груздев (см. фото), генеральный директор, намеренно удерживает численность сотрудников на уровне сотни, чтобы минимизировать риски и сложности управления более многочисленной структурой. Правда, скорей всего, успехи последнего времени все же приведут к росту численности персонала, но не шквальному. В 2010 г. выработка на человека составила 282 686 долл., что на четверть выше прошлогодних показателей.

Ключевую роль в бизнесе «Аладдин Р.Д.» традиционно играют решения для информационной безопасности. За последние четыре года их доля в обороте заметно выросла: с 46 до 67% (в 2010 г.). Остальное приносит лицензирование ПО и различные виды защиты информации. В структуре продаж средств ИБ госсектор обеспечивает даже большую часть, чем в обороте в целом: 47%. Корпоративный сегмент приносит 27%, СМБ — 17%. Наибольший объем продаж — 65% — дают электронные ключи eToken. Результаты продаж считывателей смарт-карт пока скромнее — лишь 4%, но в «Аладдине» считают, что именно эти устройства будут очень востребованы в самое ближайшее время, прогнозируют настоящий бум, обусловленный массовым выпуском социальных пластиковых карт универсального назначения.

Основными источниками роста оказались, как и предполагалось топ-менеджментом год назад, несколько основных тенденций. Одна из них — рост значения аутентификации, а главное — осознание важности этого процесса заказчиками. Вторая — расширение использования ЭЦП с аппаратными ключами, и третья — более широкое применение смарт-карт, в том числе социальных.

Стратегическими направлениями развития в «Аладдине» называют основанные на Web портальные решения. Имеется в виду дальнейший рост интереса к ДБО, электронным торгам и облачным сервисам различного типа. В частности, спрос будут стимулировать решение проблемы взаимной двухфакторной аутентификации, защищенного обмена, электронная подпись Web-форм и файлов. В целом мобильность, массовое использование смартфонов, планшетов и других подобных гаджетов диктует необходимость обеспечения безопасной работы из «недоверенной» среды: вне офиса, с различных устройств, с самой разной связью. Именно решение этих проблем заказчиков позволит компании продолжить рост, хотя, как ожидает Груздев, и не такими быстрыми темпами: в текущем году примерно 15%.

Одним из важных изменений, произошедших в 2010 г., стало заметное изменение географии проектов. Если в 2009 г. «львиная» доля (71%) приходилась на Центральный округ, то теперь она сократилась (до 39%), а доли всех остальных регионов пропорционально и довольно равномерно выросли. «Подтянулись региональные партнеры», — отмечает Сергей Груздев, имея в виду прежде всего рост их квалификации. В целом в прошлом году партнерские продажи увеличились на 46%.

В целом развитие партнерского канала — один из главных приоритетов «Аладдина» на ближайшее время. Речь не идет о простом росте сети: уже сейчас в ней числится 700 компаний, развитие должно быть скорее интенсивным. «Аладдин» не ставит жестких формальных рамок, не вводит набора обязательных требований. Груздев готов считать партнерами и тех, кто не дает продаж год или два, в надежде, что в свое время такая фирма «выстрелит» удачным проектом. Проводится определенная дифференциация: мелкие партнеры с разовыми или эпизодическими закупками в основном передаются дистрибьюторам. Но общение с интеграторами (их среди партнеров 46%) и технологическими партнерами (12%) «Аладдин» оставляет за собой. Примечательно, что уже около 17% партнерских фирм — это удостоверяющие центры, электронные торговые площадки, те, кто занят электронным бизнесом.

Развитие партнерского бизнеса будут стимулировать, полагает Груздев, и последние успехи в общении с регуляторами рынка ИБ. Речь идет о получении положительного заключения ФСБ на линейку eToken ГОСТ с аппаратной реализацией российской криптографии как средства криптографической защиты информации, получение сертификата ФСБ на Крипто БД (защита баз данных Oracle), окончание сертификационных испытаний в ФСБ Крипто Про eToken CSP. Еще несколько достижений «Аладдина» могут быть значимыми для партнеров: появление встроенного в BIOS модуля доверенной загрузки и контроля целостности (проект «Защищенный компьютер»), партнером по которому уже стали «Крафтвей» и Fujitsu, и проекты с интернет-провайдерами «Чистый трафик» и «Родительский контроль». Осенью 2010 г. линейка продуктов для шифрования Secret Disk была расширена решением Secret Disk Enterprise для комплексной защиты корпоративной информации. В феврале 2011 г. три продукта той же линейки прошли сертификацию на совместимость с платформой «1С:Предприятие 8».

Как и все фирмы, работающие в сфере информационной безопасности, «Аладдин» с нетерпением ждет вступления в силу закона о персональных данных. По оценкам самой компании, ей принадлежит 70% российского рынка аутентификации и 80% рынка защиты и лицензирования программного обеспечения.