14.08.2013

Мобильные технологии приблизят банк к предпринимателям и бизнесу

"Национальный банковский журнал", № 8 (111), август, 2013
<br>О продуктах и технологиях "Аладдин Р.Д.", использованных в новой системе ДБО от компании BSS

"Мобильный Бизнес Клиент" - полноценное решение ДБО для бизнесменов и предпринимателей, ценящих своё время.

Появление на рынке технологий формирования полноценной электронной подписи на мобильных устройствах дало существенный толчок развитию систем online-банкинга на планшетах и смартфонах. Компания BSS, ведущий российский разработчик систем ДБО, выпустила собственный, уникальный для российского рынка продукт "Мобильный Бизнес Клиент", который позволяет корпоративным клиентам банков управлять счетами своих организаций с возможностью поддержки юридически значимого документооборота с планшетов на платформах Android и iOS.

На мой взгляд, планшетные решения для online-банкинга - это новый виток в развитии систем дистанционного банковского обслуживания, благодаря которым взаимодействие клиентов с кредитной организацией становится исключительно удобным и оперативным. Разрабатывая "Мобильный Бизнес Клиент", мы в первую очередь ориентировались на современных бизнесменов и предпринимателей, которые ценят своё время и должны иметь возможность управлять своим бизнесом в любой момент и в любом месте. Целевая аудитория наших пользователей - это индивидуальные предприниматели и директора предприятий малого и среднего бизнеса. Кстати, именно они рассматриваются многими банками как приоритетный сегмент с наиболее высоким потенциалом роста: объёмы средств и энергии, которые кредитные организации затрачивают для повышения своей привлекательности для таких клиентов, видны невооруженным взглядом.

Изучая предпочтения клиентов этого сегмента, мы определили три базовые потребности: быстрое управление, удобная визуализация и свобода доступа. Во-первых, пользователь должен иметь возможность быстро проверить, пришли ли деньги на счёт, выполнены ли обязательства перед партнёрами, оплачены ли вовремя налоги, а также быстро подписать платёж электронной подписью и отправить его в банк. Во-вторых, на встрече с партнёрами предприниматель может в режиме online показать на планшете график финансового состояния. Это можно отнести к разряду "фишек", но в нашем случае весьма ценных, поскольку это поможет произвести положительное впечатление и хорошо повлиять на бизнес-отношения с контрагентами. В-третьих, имея свободное время, предприниматель может с помощью "Мобильного Бизнес Клиента" подготовить необходимые платежи, а также проанализировать своё финансовое состояние. С такими базовыми потребительскими запросами мы подходили к сложному процессу в создании мобильного решения - выбору архитектуры.

Существуют готовые продукты для разработки мобильных приложений от крупных вендоров, с помощью которых можно обеспечить портируемость кода приложения для разных операционных систем. Активно развивается направление, связанное с разработкой мобильных приложений на HTML5. Они просты в реализации, их технология понятна большинству разработчиков, поскольку основывается на классическом Web-подходе. Исследовав достоинства и недостатки различных методов, мы остановились на традиционном: код приложения пишется с использованием нативного, то есть родного языка программирования, присущего определённой платформе. Скажем, мобильные приложения для Apple iOS пишутся на Objective С, а для Google Android – в специализированной среде Java.

Такой подход предполагает реализацию приложения под каждую мобильную платформу, что, безусловно, увеличивает трудозатраты на её разработку, но вместе с тем позволяет приложениям использовать все возможности платформы. Нативные приложения имеют богатый и яркий интерфейс, полноценно используют встроенные возможности мобильных устройств и более устойчивы к взлому, чем универсальные и портируемые решения. Несколько слов хочу сказать о том, как реализована поддержка электронной подписи, поскольку именно наличие юридически значимого документооборота переводит "Мобильный Бизнес Клиент" из массовой категории информационных приложений в категорию полноценного решения "Банк-Клиент". Пользователь может создать платёжное поручение и подписать его усиленной квалифицированной электронной подписью (в терминах российского закона № 63-Ф3). Такая возможность появилась благодаря реализованной поддержке в приложении специального ридера и смарт-карты eToken ГОСТ. Ридер подключается к планшету, а смарт-карта используется для формирования электронной подписи. Причем все криптографические операции выполняются непосредственно на смарт-карте, что позволяет массово распространять приложения на законных основаниях через рынки мобильных приложений Арр Store и Google Play.