Российские компании готовы к импортозамещению ИБ-решений
Экспертное мнение Алексея Сабанова, заместителя генерального директора "Аладдин Р.Д."
Компания "Код Безопасности" провела опрос российских предприятий, чтобы выяснить, насколько они готовы к замене иностранных ИБ-решений на российские. Оказалось, что 10% респондентов могут перейти на российские продукты прямо сейчас, 23% – лет через пять, а ещё 35% – со временем. Всего от иностранных ИБ-продуктов собираются отказаться 68% респондентов.
Коммерческий директор компании "Аванпост" Александр Санин утверждает: "В целом, российские компании готовы к отказу от зарубежных ИБ-решений. Я не вижу непреодолимых препятствий к такому продвижению – их просто нет. Осталось побороть лишь скепсис части специалистов "на местах", которые за много лет привыкли покупать одну и ту же продукцию у привычного для них производителя и не хотят что-либо менять, чему-то учиться, фактически, ничего не хотят делать".
Лидерами импортозамещения являются компании государственного сектора. Уже сейчас 47,6% таких предприятий используют преимущественно российские средства защиты, а 56,2% планируют разработать (или уже разработали) программу импортозамещения. Олег Варламов, старший партнер и председатель технического совета компании "Мивар", отмечает: "Необходимость перехода на отечественное ПО государственных предприятий обусловлена Приказом Минкомсвязи РФ № 96 от 01.04.2015 "Об утверждении плана импортозамещения программного обеспечения". В соответствии с данным Приказом утвержден план замещения иностранного ПО российским до 2025 г.
Предполагается, что госучреждения, ведомства и компании с государственным участием при проведении тендеров на закупку ПО будут отдавать предпочтение отечественным продуктам (при наличии таковых). К 2025 г. доля установленного импортного ПО должна снизиться до 50%, а в отдельных классах продуктов – даже до 10%. Более того, после возникновения напряженности в отношениях РФ с США некоторые предприятия начали искать возможность отказа и от американского оборудования (маршрутизаторов, серверов и т.д.).
В частных отечественных компаниях ситуация не столь однозначна. Да, "откровения" Сноудена заставили российский бизнес насторожиться, однако он, чаще всего, не готов работать с "сырыми" продуктами. В результате на частных предприятиях импортозамещение всецело зависит от позиций их владельцев и руководителей. Пока массового отказа отечественных компаний от зарубежного ПО не наблюдается, но при появлении конкурентоспособного российского софта ситуация может измениться за 3–5 лет, поскольку активность спецслужб США настораживает бизнес".
Меньше всего иностранных ИБ-продуктов используют компании нефтегазового и телекоммуникационного секторов. Правда, сейчас только 11% нефтегазовых и 20% телекоммуникационных предприятий располагают большой долей отечественных средств защиты, однако 66,7% компаний нефтегазовой отрасли запланировали за три года перейти на российские ИБ-продукты. А вот телекоммуникационная отрасль замещать иностранные средства защиты не торопится: всего 20% респондентов намерены за то же время перейти на отечественные решения.
По мнению Евгения Чернышева, руководителя Комитета по информационной политике партии "Правое дело", проблема состоит не в возможности замещения, а в выделенных на него ресурсах. "Я считаю, – говорит он, – что российские компании могут полностью отказаться от зарубежного ПО и перейти на отечественное. – Однако не совсем ясно, кто и зачем должен оплачивать этот "банкет", особенно на крупных предприятиях. Следует учесть, что затраты на изменение используемого ПО на многих тысячах рабочих мест составят значительную сумму – даже без учёта стоимости приобретения копий новых программ. Право на применение такого ПО обычно покупается на 3–5 лет, что в стоимость продукта включена технологическая и консультационная поддержка, а расторжение подобных договоров – удовольствие небыстрое и недешёвое. Не уверен, что полностью коммерческим компаниям нужно запрещать использовать зарубежное ПО – из-за явной коррупционногенности данного предложения. Как показывает практика, после появления определённых запретов стоимость продукта или услуги растёт непропорционально и необоснованно".
При этом, по заверению Евгения Шешукова, заместителя генерального директора Legal-Soft, "импортозамещение как явление в России не ново – оно не упало на нас с потолка вместе с пакетом санкций. Прения в политических и, что важнее, в бизнес-кругах ведутся давно. Моё мнение таково: сложившаяся политическая обстановка является самым сильным стимулом последних лет для развития ИТ-отрасли в России, ведь в свете прекращения/ограничения поставок ПО зарубежных производителей под ударом оказываются, в первую очередь, такие сферы отечественного рынка, как "оборонка" и крупные ИТ-проекты федерального значения. Следовательно, в активном развитии программы выпуска собственных ИБ-продуктов, в первую очередь, заинтересовано правительство РФ. А значит, у ранее лишь декларировавшейся идеи импортозамещения появятся новые ресурсы для развития".
Впрочем, в области ИБ ситуация с заменой импортных решений на российские – относительно хорошая, чего не скажешь про ИТ-отрасль в целом. "В краткосрочной перспективе безболезненный полный переход на отечественные ИТ-продукты кажется маловероятным по нескольким причинам, – отмечает Александр Власов, старший инженер отдела внедрения систем защиты информации компании "СКБ Контур". – Во-первых, у многих зарубежных решений просто нет российских аналогов (либо они значительно хуже по качеству), во-вторых, любое серьёзное изменение ИТ-инфраструктуры порождает дополнительные риски, в том числе нарушений непрерывности бизнес-процессов. Возможным временным решением проблемы является использование (с доработкой) свободно распространяемого ПО. Добиться импортозамещения ИБ-продуктов более вероятно – на отечественном рынке представлено достаточное количество средств защиты информации, которые хорошо себя зарекомендовали."
По мнению Алексея Сабанова, заместителя генерального директора компании "Аладдин Р.Д.", результаты опроса "Кода Безопасности" можно частично распространить и на ИТ в целом. "В областях ИТ и ИБ ситуации в чём-то схожи, но есть и существенные различия, – заверяет он. – Если в сфере ИТ доля импортных решений, по разным оценкам, достигает 80–95%, то на рынке ИБ (в силу его интенсивного регулирования) она может составлять 50%. На этом фоне оценка компании "Код Безопасности" воспринимается как вполне справедливая: надо отказаться от ряда импортных поставщиков. В сфере ИТ в целом компании с развитым риск-менеджментом смогут переходить на продукты других поставщиков быстрее, а главное, безболезненнее, чем остальные. Посчитав процент таких компаний, можно получить ответ на вопрос о времени импортозамещения. Отметим, что вопросы обеспечения непрерывности бизнеса также входят в сферу управления рисками предприятий. Если бы у нас имелись отечественная элементная база, более совершенная законодательная и нормативная база, то процесс импортозамещения шёл бы гораздо быстрее – почти все компании согласились бы отказаться от иностранных решений. Однако и в таком случае на процесс миграции могли бы уйти годы."
Многие респонденты (43%) считают, что самый эффективный способ активизации импортозамещения в сфере ИБ – запрет на использование иностранных продуктов при наличии российских аналогов. На втором месте (33%) среди ответов оказалась поддержка отечественных производителей государством. Более 76% респондентов не верят в конкурентоспособность российской продукции.
При этом, по мнению Евгения Чернышева, "в ИБ-отрасли, как и во многих других, можно и нужно позволять производителям конкурировать между собой по цене и качеству продуктов. Нельзя забывать, что сфера ИТ – одна из немногих отраслей, в которых конкуренция мало зависит от географического положения, наличия средств производства и прочих вещей, классических для индустриальных компаний. Если отечественный продукт будет качественнее, его поддержка – лучше, а цена – такая же или ниже, чем у зарубежного аналога, то импортозамещение произойдет само собой".