С новым кодом!
Экспертный комментарий Дениса Суховея, руководителя департамента развития технологий компании "Аладдин Р.Д."
В постиндустриальной экономике главную ценность представляют не земли, заводы и пароходы, а квалифицированные сотрудники, современные технологии и интеллектуальная собственность. Именно поэтому одним из первых в этом году правительство РФ решило поддержать ИТ-сектор. Какие же сферы российской экономики сейчас нуждаются в оперативном переходе на отечественное программное обеспечение? Где уязвимые места? И как обеспечить быстрое внедрение своих собственных программных решений? С 2014 года российская ИТ-индустрия накопила большой опыт импортозамещения, говорят опрошенные "РГ" эксперты. Сейчас наиболее чувствительными к запретам на использование зарубежного софта стали государственные учреждения и компании с госучастием, финансовые учреждения и промышленные предприятия. Пожалуй, самый яркий пример — цифровые сервисы госорганов.
— Наиболее уязвимым оказалось госуправление, от федерального до муниципального уровня. Многие государственные органы уже перешли на отечественное ПО. Но, к сожалению, не все, — отмечает, например, руководитель отдела корпоративных продаж ГК CommuniGate Systems Антон Тен. — Под угрозой оказались организации, отнесённые к так называемой критической информационной инфраструктуре (КИИ): энергетические и другие системообразующие предприятия. Например, банки. Понятно, что без них современная экономика функционировать не сможет. Уязвимы финансовые институты, государственные порталы ("Госуслуги" и другие), региональные органы власти, медицинские организации, энергетика, предприятия с госучастием. Мартовские кибератаки не привели к тяжёлым последствиям во многом потому, что по соображениям информационной безопасности объекты КИИ заранее и практически полностью перешли на отечественные программные решения. Если бы их не было, наша критическая инфраструктура оказалась бы просто беззащитной перед злоумышленниками из недружественных стран.
В России все хорошо и с общесистемным программным обеспечением, говорит эксперт. В первую очередь речь идёт об операционных системах, системах управления базами данных, офисном и коммуникационном софте. Многие из этих продуктов уже активно использовались в России и хорошо себя зарекомендовали ещё до начала процесса импортозамещения. Есть немало примеров по успешному переводу промышленных предприятий с зарубежного на отечественное программное обеспечение. Технически сделать это несложно — были бы человеческие ресурсы и финансирование. Безусловно, какие-то узкоспециальные программные решения можно взять из Китая, стран СНГ и Юго-Восточной Азии. Но лидерство в производстве массового ПО среди этих стран именно у России, резюмирует эксперт. Более того: у российского ИТ-сектора есть потенциал для экспорта программного обеспечения в дружественные нам страны.
Успешные кейсы импортозамещения в ИТ-сфере и правда есть, соглашается руководитель департамента развития технологий компании "Аладдин Р.Д." Денис Суховей. Но все же многим компаниям сложно заменить годами исправно служившую инфраструктуру.
— Помимо этого перед бизнесом встают и другие проблемы, — отмечает Денис Суховей. — Новую инфраструктуру необходимо защищать. Однако бюджетные правила в крупных организациях часто препятствуют приобретению средств защиты под российские операционные системы (ОС) при отсутствии в ИТ-инфраструктуре этих ОС. На все нужно время. При этом риск при использовании уже купленных лицензий Windows крайне высокий — в любой момент может "прилететь" обновление, которое установит полный запрет на использование этой удобной и распространённой ОС, — отмечает эксперт. — Риски "окирпичивания" существующих и эксплуатируемых средств распространяются не только на ОС Windows. Многие зарубежные вендоры средств защиты информации уже "отличились" по данному вопросу. Другие не готовы к резкому переходу на отечественные ОС и тем более обеспечению безопасной работы в этой среде из-за незрелости переходной инфраструктуры и недостаточной подготовки специалистов.
Сейчас сложным оказалось даже не то, на что замещаться, а как вообще к этой задаче подступиться? Пока нет детального понимания структуры мероприятий импортозамещения и чёткого плана по переходу, также констатирует эксперт. Важно разработать порядок перехода — провести первичный анализ инфраструктуры, организовать резервные мощности с сохранением на компьютерах операционной системы Windows, сформировать гибридную инфраструктуру переходного периода, где будет возможность управления продуктами как на Windows, так и на Linux. И уже потом можно полноценно вводить в эксплуатацию бизнес-приложения и электронные сервисы на отечественном ПО, ОС и СУБД.
Зато в сфере электронных сервисов все гораздо проще, говорит независимый эксперт, трекер Южного ИТ-парка Евгения Заярная. На каждое коммерческое решение от иностранных производителей в России так или иначе существовали аналоги или похожие продукты. По её словам, российские сервисы часто не уступают по своему функционалу и "юзабилити" ведущим мировым брендам, а в чем-то и превосходят их. Конечно, это далеко не всегда и везде так. Но рынок быстро адаптируется к новым реалиям, и каждый российский проект будет заинтересован дополнить себя тем функционалом, который нужен рынку.
— К примеру, с отечественного рынка ушёл американский сервис "Айхерб", который пользовался большой популярностью у наших соотечественников. И на замену ему мгновенно пришли российские сервисы: СБЕР ЕАПТЕКА, Аптека.ру и другие. На сайте активно продавалась и всякого рода косметика. Её активно начали заменять отечественные торговые площадки, такие как Wildberries и Озон, — приводит примеры Заярная. — То же самое видим в сфере бронирования гостиниц. Онлайн-сервис "Островок" стал полноценной заменой Booking и Hotels, даже у некоторых банков появились свои сервисы бронирования отелей. Сейчас мы видим настоящий бум импортозамещения. Уверена, многие российские компании сумеют "сделать на этом карьеру" и не просто заместить импорт, но и в будущем выйти со своими продуктами на мировые рынки.
— Интересен опыт российского ИТ-сектора в сегменте видео-конференц-связи, — приводит пример директор по развитию бизнеса компании Vinteo Борис Попов. — Переход на отечественные решения начался ещё в 2014 году, с введением первых санкций. Тогда заказчики из госсектора и крупного бизнеса, в рамках программы импортозамещения и в связи с почти вдвое возросшими ценами на привычные иностранные решения ВКС, обратили внимание на отечественные разработки. Организации, которые выбрали российское программное обеспечение для видео-конференц-связи, на своём опыте убедились, что оно как минимум не хуже импортного.
Эксперт приводит в пример Верховный суд РФ, который успешно использует российские сервисы для организации онлайн-правосудия и проведения внутриведомственных мероприятий.
Отечественный софт прекрасно себя зарекомендовал и на ПМЭФ-2021 — подключение удалённых спикеров деловой программы и пленарного заседания тоже осуществлялось при помощи наших сервисов.
А ещё, по словам Попова, сегодня мы наблюдаем "вторую волну импортозамещения". Отечественными продуктами начали интересоваться крупные компании, которые до этого закупали исключительно иностранные продукты. Среди них представители нефтегазовой отрасли, банковского сектора и образовательные организации.
Печатная версия Оригинал статьи