27.10.2016

Шансы Uber'а в здравоохранении

"ИнформКурьер-Связь", № 9-10, октябрь, 2016<br>
Экспертный комментарий Алексея Сабанова, заместителя генерального директора "Аладдин Р.Д."

Современная медицина - это бизнес, который сильно зависит от ИТ. Ему не чужды веяния нынешнего "гражданского" бизнеса с аутсорсингом и онлайн-сервисами. Но специфика, традиции и зарегулированность здравоохранения неизбежно внесут свои коррективы в любую версию условного Uber'a.

"ИКС": Считаете ли вы приемлемым для отечественного здравоохранения использования модели Uber'изации, т.е. появления онлайновых сервисов, соединяющих потребности пациентов и возможности находящегося поблизости врача?

Павел АДЫЛИН, исполнительный директор, Arte-zio (ГК ЛАНИТ): Для Uber’изации медицины на базовом уровне достаточно электронной площадки, которая позволит вызвать врача на дом или получить онлайн-консультацию. Важно понимать, что на такой площадке выбор врачей, представляющих лечебные учреждения, не является Uber'изацией. На данный момент основная сложность заключается в выдаче лицензий для врачей частной практики, которая им не по карману, так как требует оборудования собственного медицинского кабинета. Таким образом, предоставление медицинских услуг по Uber -модели в России пока находится за рамками законодательства или же носит консультационный характер (т.е. врач может в частном порядке дать консультацию, но за медицинской услугой пациент все равно должен обратиться в медучреждение).

Александр ГУСЕВ, заместитель директора по развитию, К-МИС: Спрос на такие услуги возможен, но на первое время тут видятся большие юридические и деонтологические риски. Скорее, это удел стартапов и экспериментальных проектов, чем реальный сектор для развития бизнеса, по крайней мере на ближайшие один-три года.

Владимир СОЛОВЬЕВ, заместитель гендиректора, "БАРС Груп": Uber - это закономерное предложение в условиях перенасыщения рынка перевозок, когда предложений много, цены падают, клиент становится дефицитом и за него нужно бороться. А в случае медицинской помощи пока наоборот: рынок испытывает голод качественной и недорогой помощи. Поэтому "в лоб" модель Uber в отечественном здравоохранении не "взлетит".

Артур ДОРМИДОР, директор, Центр патологии органов кровообращения: Такая модель взаимодействия врача и пациента, как Uber, в российских реалиях ещё не способна обеспечить качественное медицинское обслуживание. Система хороша для случаев, когда у пациента на руках есть все необходимые обследования для постановки диагноза и назначения лечения. С точки зрения поиска нужных специалистов поблизости и экономии времени - да, несомненный плюс, а учитывая катастрофическое положение дел в нашей стране с диспансеризацией - и вовсе находка. По при диагностике и лечении тяжёлых заболеваний сложно представить себе специалиста, выезжающего на дом но вызову с профессиональной аппаратурой. А ведь зачастую именно она помогает выявить истинную причину недуга. Поэтому пациенту все равно необходимо будет посетить медицинское учреждение.

Семён САВЧЕНКО, гендиректор, "Рэмси Диагностика": Такой подход имеет право на жизнь, но он не позволит выполнить основную задачу медицины - сохранить здоровье пациентов как можно дольше. Я считаю, что в медицине отношения между сторонами следует рассматривать как долгосрочные и доверительные. Нельзя мгновенно стать полностью здоровым, a Uber продолжительных отношений не даёт. Мне близка такая точка зрения - врач занимает активную позицию и не только лечит уже имеющиеся болезни, но и советует пациенту профилактику. Семейный врач должен быть всегда на связи с пациентом, благодаря телефону, мессенджерам, e-mail, но его очное присутствие не обязательно. К сожалению, такую программу невозможно реализовать в российской системе ОМС. Но семейный врач может быть интересен страховщикам но ДМС.

Борис ЗИНГЕРМАН, заведующий отделом ИТ, Гематологический научный центр Минздрава России, руководитель проекта, Медархив: Главная проблем Uber’изации состоит в том, что врач должен стать субъектом права. Тогда он сможет самостоятельно оказывать медицинские услуги пациентам. И тогда, конечно, понадобятся операторы, помогающие врачу и пациенту найти друг друга. Пока же врач может оказывать помощь только в составе медицинской организации. В понимании uber’a - это такой таксопарк, который яростно противится Uber’изации.

Андрей СВИРИДЕНКО, председатель правления, SPIRIT: Идея быстрого доступа пациента к качественной медицине привлекательна, вопрос только в реализации. Пациент, который решит воспользоваться такими услугами, должен быть уверен, что не играет в русскую рулетку и врачи, которые окажутся "поблизости", обладают соответствующей квалификацией и подтверждающими это документами. Если же говорить о технических и технологических возможностях реализации, то туг все проще - разработать приложение с функционалом, когда врач всегда будет на связи и сможет консультировать пациента в любое время и в любом месте, совсем несложно.

Арсен РАМАЗАНОВ, директор по развитию, проект "Монитор здоровья" (ГК "АйТи"): Модель Uber'a в медицине вполне жизнеспособна и в ближайшем будущем будет использоваться повсеместно. Несмотря на законодательство, отечественная медицина меняется в ногу с прогрессом. Уже сейчас практически каждый врач, имеющий смартфон, "сажает" на него половину своих пациентов. Консультации по Viber, документы, анализы, снимки по WhatsApp и тд. Часто при возникновении .медицинской проблемы люди прибегают к рекомендациям друзей и родных. Получают телефон, звонят. Не видя пациента, врач просит прислать какой-нибудь документ по почте, даёт консультации, получает за это плату (понятно, что нелегально).

Алексей САБАНОВ, заместитель гендиректора, "Аладдин РД.": Термин "Uber’изация" следует рассматривать только как принцип построения системы предоставления доступа. С точки зрения качества услуг более подходит аналогичный сервис "Яндекса". Вопрос качества предоставления услуг - краеугольный в медицине. В такой системе должны существовать механизмы, гарантирующие качество предоставления услуг. Необходимы интеграция с надзорными органами в здравоохранении для получения актуальных данных о докторах и служба контроля полноты и качества оказываемых услуг. Попытки приблизиться к подобного рода услугам есть - это такие интернет-ресурсы, как Medikey, DocDoc и др. Ими уже воспользовалось большое количество людей, крупнейшие клиники страны прибегают к ним для привлечения коммерческих пациентов. Создание виртуальных операторов медицинских услуг в России можно считать свершившимся фактом.

"ИКС": Станет ли продвижением в этом направлении принятие закона о телемедицине, закрепление в нем возможности оказания услуг в режиме «врач - пациент», а также появление индивидуальной лицензии врача?

Б. ЗИНГЕРМАН: В законе о телемедицине нет ни слова о самостоятельном статусе врача - он по- прежнему "работник таксопарка". Вообще "индивидуальная лицензия врача" тема более широкая, чем телемедицина. Хотя телемедицину она сильно продвинет.

А. ДОРМИДОР: Закон положительно повлияет на ситуацию. Однако в законе должны быть чётко прописаны такие аспекты, как правила "виртуальных" консультаций, ответственность врача за принятие решений. Важным моментом является и возможность для доктора, оказывающего онлайн-консультацию, заглянуть в историю болезни человека. То есть должна быть создана база данных с историей обращений пациентов, которую консультирующий врач смог бы быстро изучить и оставить свою запись о диагнозе, назначениях и т.п. Несмотря на то, что мнение большинства коллег по поводу индивидуального лицензирования врачей негативное, я считаю, что это благотворно повлияет на качество предоставляемых услуг, ведь здоровая конкуренция среди медицинских работников исключит возможность случайного обращения пациента за помощью к шарлатанам.

А. РАМАЗАНОВ: Закон о телемедицине уже не первый раз пытается пройти утверждение во властных структурах. Первые попытки были три-четыре года назад, потом год назад... С каждым разом он пробивает "железный занавес" все сильнее и сильнее. Уверен, что в ближайшее время все поменяется в сторону Uber’изации частной медицины.

"ИКС": К каким изменениям в процессе информатизации здравоохранения может привести использования модели Uber'изации?

А. САБАНОВ: Медицина - один из самых инертных секторов оказания услуг населению. Внедрение uber- технологий в ближайшее время будет опираться на существующие медицинские структуры и нe внесёт серьёзных изменений в действующие технологические процессы.

А. СВИРИДЕНКО: Uber’изация будет востребована далеко не у всех слоёв населения. Равно как не все медицинские услуги можно оказать без доступа к соответствующему оборудованию, даже если врач нужного профиля будет в шаговой доступности от пациента. Скорее всего, подобные сервисы будут востребованы при необходимости экстренного решения вопроса пациента и оказания первой помощи. Или же в регионах, где доступ к первой медицинской помощи ограничен. Uber'изация медицины, как и телемедицина в целом, безусловно, повлечёт за собой информатизацию здравоохранения. Более конкретно об этом можно будет говорить тогда, когда статистика покажет, кто и в каких случаях готов пользоваться медицинским Uber’ом вместо того, чтобы взять талончик в электронную очередь в обычной поликлинике.

А. ГУСЕВ: Идея Uber’a состоит не в специальном оборудовании или технологиях, а в совершенно ином подходе к бизнес-модели. Фактически uber- модель - это бизнес, основанный на "сталкивании лбами" конкурирующих между собой профессионалов и подразумевающий заработок на основе их вынужденного демпинга. Это хорошо клиентам (пациентам), хорошо владельцу ubеr-подобного сервиса, но это может по край-ней мере в первое время встретить жёсткое сопротивление со стороны исполнителей — врачей. С учётом кадрового голода и непростой ситуации в плане рыночной конкуренции в здравоохранении проблемы тут не в технологическом обеспечении, а в живучести этой модели в принципе.

А. ДОРМИДОР: Информатизация здравоохранения как глобальный процесс в принципе положительно влияет на качество предоставляемых медицинских услуг, а Uber’изация как новый современный способ получения этих услуг, на мой взгляд, ускорит и облегчит процесс лечения. Важно, что с помощью Uber’изации можно популяризировать диспансеризацию, что, в свою очередь, предупредит риск развития хронических заболеваний у населения. А. СВИРИДЕНКО: Терминалами для доступа к данной услуге должны быть уже имеющиеся у пациентов смартфоны и ноутбуки. Работать услуга должна в обычных интернет-сетях, в том числе нестабильных. Показ рабочего стола и совместный просмотр документов позволят обсудить имеющиеся у пациента результаты анализов и другие медицинские документы. При необходимости можно воспользоваться функцией записи разговора, в том числе для контроля качества оказываемых услуг и улучшения работы сервиса. Что касается коммуникации "врач - пациент", то это должен быть 100%-ный интерактив. Для комфортного общения задержка передачи голоса или видео не должна превышать 500 мс, т.е. коммуникация должна осуществляться по RTP-протоколу. Система должна поддерживать любое видеоразрешение: SD, VGA 640 х 480 либо HD 625, Full HD 1080. Интеграторы должны быть готовы к тому, что количество пользователей системы будет увеличиваться, и, например, поддерживать не менее тысячи одновременных участников в разных конференциях на одном сервере.

П. АДЫЛИН: Основное условие Uber’изации - доступ врачей и пациентов к электронной площадке взаимодействия. Минимальные требования - создание реестра врачей с их компетенциями и рейтингом и форма обратной связи пациента и врача. Для оказания медицинских услуг ключевым является ведение ЭМК пациентов, в том числе их безопасное хранение и заполнение в реальном времени. Использование гаджетов делает неизбежным развитие так называемого интернета медицинских вещей. Очевидно, будут востребованы решения для сбора и обработки данных, полученных из таких источников. Для взаимодействия внутри uber-платформы требуются сервисы онлайн-видеосвязи (WebRTC), системы обработки изображений. В рамках Uber'изации па первый план выходит совместное использование оборудования для диагностики. Также будет востребовано ПО для клинических исследований. При развитии uber-медицины некоторые ИТ-компании смогут получить новых клиентов, предоставляя аутсорсинг-услуги обработки результатов исследований. Например, индийская компания Wipro проводит анализ телерадиологических снимков для ряда американских больниц, не считая врачей частной практики. В мире также появились uber-платформы, которые объединяют не только докторов, но и фармацевтов, и страхователей в сфере здравоохранения (например Oscar Network). Кроме того, необходимо будет технологически обеспечить финансовое взаимодействие участников, т.е. потребуется интеграция с платёжными системами.

"ИКС": Как при такой модели могут решаться особенно актуальные в здравоохранении вопросы информационной безопасности персональных медицинских данных?

Сергей РЫЛОВ, начальник, ВЦ ФГБУ "Центральная клиническая больница с поли-клиникой" Управления делами Президента РФ: С точки зрения защиты персональных данных необходимо выделить два сегмента - логистический - непосредственно поиск услуги, в которой могут быть использованы ФИО пациента, банковские реквизиты и тип необходимой услуги (эта информация не попадает в категорию сведений о состоянии здоровья и алгоритмы защиты таких данных реализованы не раз), и второй сегмент - непосредственно медицинская информация (правила её обработки определены нормативными документами и существует масса примеров реализации).

А. ДОРМИДОР: Очевидно, что без обеспечения надёжного хранения информации о пациентах не обойтись. Насколько мне известно, разработчики uber-системы предусматривают различные схемы идентификации и защиты персональных данных, но даже и это порой не спасает от утечки персональных данных. Ведь обладая информацией о социальном страховании, номере кредитной карты, имени, месте проживания и прочем, любой человек сможет обмануть систему и монетизировать имеющиеся данные. Важно этого не допустить и, конечно, в этой области необходимо не только серьёзное техническое, но и законодательное подкрепление.

Б. ЗИНГЕРМАН: Я считаю, что тема персональных данных излишне раздута. Объективно такой проблемы нет. Да и защита переданных сегодня осуществляется по формальным признакам, а не по сути. Но любое упоминание 152-ФЗ способно легко убить неокрепший проект в сфере дистанционной медицины.