СЭД-эксперты о конкурентной ситуации на рынке
Экспертный комментарий Алексея Сабанова, заместителя генерального директора "Аладдин Р.Д."
И ещё одна тема в проведенном нами опросе представителей СЭД-поставщиков (это заключительный пост по теме проведённого опроса, предыдущую запись см. тут – "СЭД-эксперты о взаимодействии ИТ-отрасли с государственными ведомствами") – конкурентная ситуация на СЭД-рынке.
Вопрос мне представляется очень важным, причём речь тут в первую очередь идёт не о том, чтобы узнать кто первый, а кто – замыкающий, а в том, чтобы понять, как развивается рынок и как он будет развиваться дальше с учётом тезиса о том, что именно конкуренция является одним их ключевых условий развития рынке.
Вот какие ответы были получены нами:
Алексей Сабанов (заместитель генерального директора компании "Аладдин Р.Д."):
Конкуренция всегда полезна, если речь идет о реальном рынке. Она нужна и разработчикам, и потребителям, да и регуляторам. Только реальный конкурентный рынок может дать качество и адекватные цены. На сегодняшний день у рынка СЭД есть разработчики-лидеры (с 2010 г. более 80% рынка принадлежит 4 разработчикам), ещё около двух-трёх десятков известных разработчиков, хотя многие предприятия до сих пор "сидят" на "домашних" системах… На мой взгляд, на рынке СЭД ещё появятся новые имена, и он ещё окончательно не распределился.
Альбина Кожевникова (руководитель отдела маркетинга компании ELMA):
Конкурентная ситуация и спрос как раз и заставляет поставщиков двигаться в сторону создания комплексных решений. А это, разумеется, требует времени, так что на сегодняшний день конкурентоспособными можно назвать лишь несколько решений. Это готовые платформы, на базе которых, помимо полноценных ECM-решений, разработаны и другие эффективные инструменты ведения бизнеса, которые в любой момент можно включить в работу. Это касается, конечно, более крупных компаний. Если брать мелкие и средние организации, в этом сегменте, по-прежнему, отдают предпочтение отдельным, "прикладные" СЭД, но приоритет выше у процессного подхода к организации документооборота. СЭД, встраиваемые в бизнес-процессы имеют неоспоримое преимущество. Чётко поставленные задачи, контроль исполнительской дисциплины, прозрачность движения документов - это решающие факторы в выборе таких решений.
Владимир Андреев (президент компании "ДоксВижн"):
Несмотря на узость российского рынка СЭД/ECM (доля процента мирового рынка), он достаточно конкурентный. Связано это с тем, что помимо глобальных игроков, на рынке России присутствует большое количество относительно небольших и мобильных отечественных производителей и даже производителей из других стран СНГ. Всё это делает наш рынок достаточно пёстрым и разнообразным. В последнее время на него "покушаются" и такие лидеры российского ИТ-рынка, как "1С" и Microsoft, что вносит дополнительную интригу. Сейчас не существует единой общепринятой классификации рынка СЭД/ECM в России. Мы выделяем для себя следующие сегменты: первый – это коробочные решения для автоматизации типовых задач документооборота, ориентированные в основном на небольшие компании или на отдельные подразделения (канцелярии крупных компаний). Вторая группа решений ориентирована на средний и старший сегменты рынка и представляет собой платформы с реализованными на их базе готовыми типовыми решениями: российские платформы СЭД (к ним относим наше решение), западные ECM-системы, решения на базе платформы IBM Lotus Notes и решения на платформе Microsoft SharePoint. При этом, чем более крупный проект реализовывается, тем более специфическое требуется решение. Крупнейшие проекты, как правило, реализовываются как заказное решение на базе платформы.
Владимир Алеев (заместитель директора департамента корпорации ЭЛАР):
Сегодня структуру рынка СЭД можно охарактеризовать как многоуровневую и многогранную. С одной стороны, по-прежнему, сохраняется изрядное количество функционирующих собственных разработок, которые касаются открытого рынка лишь регулярными ежегодными тендерами "на поддержку". Далее следует отметить, что практически не существует организаций, где в каком-либо виде не внедрена информационная система, выполняющая функции СЭД, но большинство из них требует кардинальной модернизации. 2013 год стал, 2014 – прогнозируется, годами тотальной модернизации СЭД, расширения их функционала.
В последние три года на рынок СЭД стремительно ворвался новый класс информационных систем – Enterprise Content Management (ECM). Это связано с растущими потребностями заказчиков в расширенном управлении электронными документами как в течение оперативного жизненного цикла (зона компетенции СЭД), так и в жизни "после СЭД". Как следствие, бурно развиваются смежные области: автоматизация регистрации входящей корреспонденции, автоматизация архивного дела и делопроизводства в подразделениях, решаются вопросы документального взаимодействия организаций с произвольным количеством внешних корреспондентов.
Можно предположить, что выдвижение приказом Минкомсвязи официальных государственных требований к СЭД было мотивировано в т.ч. попыткой задать "высокую планку" для вендоров, интеграторов и заказчиков с целью получения синергетического эффекта в процессе перехода на полностью безбумажный документооборот… Однако, на мой взгляд, цель не достигнута. Сообщество разработчиков не восприняло вызов, а большинство заказчиков продолжают формировать технические задания на внедрение или модернизацию СЭД "из вакуума".
Виктор Вайнштейн (генеральный директор компании "Логика бизнеса")
На рынке достаточно хорошо можно выделить три области. Первая – малый и средний бизнес, которому, скорее всего, серьёзные системы будут дороги и они перейдут на относительно недорогие облачные решения,. Вторая – это крупные коммерческие организации, у которых обычно имеется своя специфика и системы в таких организациях надо внедрять с серьёзной адаптацией под клиента. А третья – крупные государственные органы власти, у которых свои процессы отличные в многом от коммерческих организаций. В каждой из названных областей есть свои лидеры, которым трудно быть одинаково успешными в других областях.
Петунин Ярослав (генеральный директор компании "ПостБС")
С точки зрения сегментов пользователей я бы разделили на госпроекты и на частные. Притом частные закупки я считаю более прозрачными, поскольку есть живой интерес в построении эффективной системы. С госами сложнее – имеет место значительная часть бюрократии и искусственных ограничений (ТЗ пишутся под конкретную компанию для участия в тендере, работы производятся без предоплаты и т.п.). Соответственно и ИТ-рынок подразделяется на крупных игроков, которые участвуют в тендерах на госпоставки, и более мелкие игроки, которые ориентированы на частный бизнес. Причём это может быть, как SMB, так и крупный бизнес.
Василий Анфиногентов (директор отделения автоматизации деловых процессов компании "ФОРС")
Рынок систем документооборота является высококонкурентным, т.е. это рынок потребителя. Для отрасли это хорошо, поскольку способствует развитию предлагаемых систем, конкурентная борьба идёт в сторону их функционального развития, а не ценовой борьбы. Как результат, наличие средств поддержки ЭП, механизмов интеграции, индивидуальной настройки бизнес-процессов, средств мобильной работы, которые ещё несколько лет назад рассматривались как дополнительные возможности системы, дававшие конкурентное преимущество, сейчас являются обязательными. Что касается сегментации пользователей, то в соответствии с общим трендом развития сокращается число заказчиков, которым нужен "просто документооборот", и растёт число тех, кто рассматривает внедрение СЭД как средство поддержки уникальных деловых процессов организации. Критерии для сегментации поставщиков могут быть различными – тип поставляемых решений (типовые, заказные, "лёгкие", комплексные), целевая аудитория, масштаб бизнеса и пр. Основу рынка у нас всё-таки составляют средние ИТ-компании, ориентированные на крупных корпоративных заказчиков.