22.07.2011

США хотят взять под контроль соцсети, чтобы предотвратить революции

РБК daily, июль, 2011
<br>Комментарий Григория Васильева, менеджера по маркетингу продуктов компании "Аладдин Р.Д."

Противники власти в разных странах все чаще договариваются об акциях протеста через социальные сети вроде Facebook, через микроблог Twitter или используют в пропагандистских целях видеосервис YouTube. Однако теперь американцы готовы потратить миллионы, чтобы разобраться, как при помощи интернет-общения зарождаются революции в стратегически важных для них странах.

Так, американские власти собираются потратить порядка 42 млн долл., чтобы понять механизмы выявления протестных воззваний и пропаганды в Интернете. Пентагон хочет научиться отслеживать и предупреждать целенаправленные призывы к беспорядкам и экстремистским действиям в социальных сетях. Поводом стали недавние волнения в Египте, где Facebook и Twitter стали своеобразной пропагандистской и организационной площадкой для протестующих.

Минобороны США просит ученых создать целую «науку о социальных сетях», благодаря которой получилось бы отслеживать протест­ные настроения и «тушить» очаги напряженности в виртуальном пространстве. В рамках программы будут проведены эксперименты, моделирующие соцсети с 2—5 тыс. участников, и организованы ролевые онлайн-игры, в которых задействуют десятки тысяч пользователей.

В Пентагоне не поясняют, будут ли одновременно с этим разработаны и технические средства контроля соцсетей и прочих популярных сервисов на предмет нелояльности к власти, хотя это было бы логично.

Генеральный директор видеопортала RuTube Михаил Ильичев считает, что для этого разработчикам придется создать систему единовременной обработки поведенческих моделей и мультиязычного текстового и видеотрафика, который генерируют сотни миллионов уникальных пользователей.

«Противодействовать таким системам технологически будет довольно сложно, — подчеркивает г-н Ильичев. — Скорее революционеры прибегнут к условным обозначениям и зашифрованным сообщениям в переписке, эффективны частая смена аккаунтов, использование различных IP-адресов. Чтобы справиться с этими простыми приемами, понадобится уже не система мониторинга действий, похожих на действия террористов, а программа, выявляющая аномальные дей­ствия, непохожие на действия других пользователей».

Возможно ли «затушить» революционные настроения в Интернете? По словам директора компании Diogenes Валентины Маликовой, это задача осуществимая и большинство компаний и госструктур пользуются возможностями социальных сетей, нанимают SMM-специалистов, отслеживают, что пишут сотрудники и конкуренты.

Как отмечает менеджер по маркетингу продуктов компании «Аладдин Р.Д.» Григорий Васильев, Интернет переживает бум социальных сетей и такой интерес спецслужб был лишь вопросом времени. «Не стоит забывать, что помимо разработки программного обеспечения у Пентагона есть и административные методы получения подобной информации от компаний, предоставляющих массовые сервисы. Вероятно, что со стороны Пентагона будет и блокирование сообщений определенного толка (или даже аккаунтов пользователей)», — отмечает он.

Так, например, изучив, как работают соцсетевые революции, американские военные и спецслужбы получат шанс направлять экстремистскую активность пользователей в законное русло, для чего наверняка подойдут самые разные приемы — от развенчания слухов до дезинформации. В любом случае похоже, что для США социальные сети становятся полем сражения, а потому американцы стремятся выработать соответствующую стратегию.

Кстати, накануне военные подтвердили значение «интернет-фронта»: взломанные почтовые аккаунты, сайты и мобильные телефоны членов радикального движения «Талибан» передавали сообщение о гибели лидера талибов муллы Омара, чтобы внести смятение в ряды врагов Америки.