Впервые публично
<br>Статья Дмитрия Гапотченко, заместителя главного редактора журнала Computerworld, об итогах финансового года компании "Аладдин Р.Д."
Готовность обнародовать итоги 2010 года в "Аладдин Р.Д." объяснили желанием содействовать созреванию российского рынка информационной безопасности
Отечественный рынок информационной безопасности, как полагает Сергей Груздев, отстает от рынка ИТ на три–пять лет |
Представляя результаты 2010 года, Сергей Груздев, генеральный директор компании "Аладдин Р.Д.", отметил, что компания впервые делает это публично, ранее цифры предоставлялись только партнерам и рейтинговым агентствам. Одна из причин смены информационной политики — желание содействовать созреванию отечественного рынка информационной безопасности, который, как полагает Груздев, отстает от рынка ИТ в целом на три–пять лет.
Оборот компании вырос на 36%, до 794 млн руб. (в долларовом выражении — на 34%). Кризис компания пережила тоже без особых потерь — доходы в 2009 году в рублевом исчислении увеличились по сравнению с 2008 годом на 3% (в долларах — упали на 14%). На четверть выросли в 2010 году, достигнув 282,7 тыс. долл., и продажи в расчете на сотрудника.
Самый большой рыночный сегмент для компании — государственный, на него приходится 42% оборота, на финансовые структуры — 12%, на телекоммуникационные компании — 14%, предприятия нефтегазовой и энергетической отраслей дали 11 и 8% соответственно.
Около 70% доходов приходится на решения для защиты информации. Доля продуктов для лицензирования и защиты программного обеспечения в последние годы неуклонно снижается (еще в 2007 году она составляла 54% оборота).
В области информационной безопасности госучреждения дают почти половину (47%) дохода, 27% приходится на крупные предприятия, 17% — на малый и средний бизнес. Оставшиеся 9% составляет направление, объединяющее в себе решения для безопасности дистанционного банковского обслуживания (рост — 200% по отношению к 2009 году), электронных торгов (300%) и электронной отчетности (150%). В целом это самое быстрорастущее направление бизнеса компании, за 2010 год оно выросло вдвое. Доля госсектора в обороте компании также довольно существенно выросла, в 2009 году на него приходилось 40%.
Самыми популярными продуктами "Аладдина" стали электронные ключи eToken (65% оборота). Вторыми по популярности идут решения Secret Disk (7%) и система контентной фильтрации eSafe (5%). На считыватели смарт-карт пришлось лишь 4%, но в связи с развитием проектов по предоставлению госуслуг в электронной форме Груздев считает это направление крайне перспективным. Другое многообещающее направление — средство фильтрации контента. Конечными потребителями услуг на их основе в "Аладдине" считают как частных лиц, так и небольшие компании, для которых платить провайдеру за фильтрацию контента, в том чисе за гибкое и настраеваемое "отсекание" лишних интернет-ресурсов, дешевле, чем заниматься этим самостоятельно.
По мере того как компания переходит "от дистрибьюторской модели к вендорской", постепенно растет и доля бизнеса в области информационной безопасности, осуществляемая через партнеров, в 2010 году она достигла 80%. Почти половину дает сотрудничество с интеграторами (46%), далее идут дистрибьюторы (19%), удостоверяющие центры (17%), на продажи технологическим партнерам, использующим разработки компании в своих продуктах, приходится 12%, на всех партнеров стран СНГ — 6%.
Самыми значимыми событиями 2010 года Груздев назвал проекты в ряде крупнейших государственных ведомств (Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, а также внедрение социальной карты жителя Московской области) и коммерческих структурах, получение одобрительных заключений и сертификатов ФСБ на ключи eToken, "КриптоБД" — средство защиты СУБД Oracle, средства криптографической защиты информации "КриптоПро eToken CSP", выпуск корпоративной версии Secret Disk Enterprise, осуществленный совместно с Kraftway проект "Защищенный компьютер» и начало работ с провайдерами по "очистке» трафика.
В текущем году главные направления приложения сил компании — разработка и развитие решений, позволяющих пользоваться услугами как коммерческих, так и госструктур через Интернет. Эти решения должны быть не только просты в использовании, но и надежны, способны функционировать с любого компьютера, из "недоверенной среды", которая может быть заражена различными вредоносными программами, поскольку пользователями будут граждане, далекие от информационных технологий.
Также среди приоритетов компании — сотрудничество с ведущими производителями смарт-карт, продвижение картридеров для них, очистка Интернета совместно с провайдерами, развитие средств защиты СУБД Oracle.
В 2011 году, по прогнозам Груздева, оборот "Аладдин Р.Д." вырастет на 15-20%.